Умения и навыки связной речи не развиваются спонтанно, и без специального обучения ребёнок не достигнет того уровня развития связной речи, который необходим для полноценного обучения в школе. Работы, проводимой в детском саду или на подготовительных к школе занятиях для полноценного развития связной речи недостаточно, обязательно усилия педагогов дошкольных учреждений должны подкрепляться домашними занятиями.
Сложно переоценить значение
связной речи, ведь это не только умение верно излагать свои мысли, правильно
говорить, но и возможность познавать окружающий мир. Большое значение
приобретает развитие связной речи в семье.
Однако в современных условиях, при
напряженном ритме жизни, в семье речевому развитию ребёнка уделяется
катастрофически мало внимания. Общение ребёнка с родителями чаще всего
происходит в формате «вопрос — ответ». Если ребёнок рассказывает что-то
родителям, то взрослые, что вполне естественно, обращают внимание в первую
очередь на смысл его речи, нежели на оформление — связность, словарный запас,
грамматические ошибки.
В результате к моменту поступления в
школу самостоятельная связная речь детей оказывается недостаточно
сформированной, они не умеют связно и последовательно излагать содержание своих
мыслей, правильно сформулировать вопрос, дать развернутый ответ.
Как помочь ребёнку овладеть умениями и
навыками связной речи?
Использовать
можно все, что видит ребенок вокруг себя. Очень важно направлять внимание
ребенка не только на предметы, но и на их детали. Необходимо рассматривая
предмет, задавать ребенку вопросы: «Какого цвета? Из чего сделан предмет? Какой
величины?» Следите, за тем, чтобы ребёнок отвечал полным предложением. Также
ребенок учится сравнивать, обобщать, понимать значение слов «ширина», «высота»,
«длина», «высокий», «низкий».
Можно использовать привлекательные для
ребенка игрушки. Например, предложить для сравнения две куклы и две машины.
Сначала ребенку необходимо внимательно изучить, рассмотреть предметы, а затем
рассказать, чем они отличаются и чем похожи друг от друга. Для некоторых детей
проще дается описание различий, чем сходные признаки.
Таким образом, называя самые разные
признаки предметов, вы побуждаете развитию связной речи у детей.