Консультация "Эти хитрые звуки"

        Родители часто ждут «быстрого исправления звука». А это процесс не простой, последовательный, требующий системы целенаправленных действий. Предлагаемые игры и упражнения «приблизят» ожидаемый результат.

  1. Гимнастика для языка. (Ежедневно, от простого к сложному). Ее содержание, методику выполнения можно узнать у учителя – логопеда, в книгах по «автоматизации» звука. Часто каждому упражнению соответствует игровая картинка – образ: «качели», «лошадка», «чашечка». Через игру обеспечивается многократное повторение гимнастики для языка.

  1. Тщательное медленное пережевывание пищи. Это тоже «гимнастика» для органов, участвующих в произнесении звука. Такая простая рекомендация может непроизвольно укрепить кончик и боковые края языка и т. д. Это улучшит дикцию и позволит незаметно для ребенка «отрабатывать» правильное звукопроизношение.

  1. Развитие фонематического слуха и восприятия:

- «Поймай звук».

- «Посчитай количество повторов заданного звука».

- «Исправить неправильное произношение героя».

- «Кто больше найдет картинок в книге, с заданным звуком в названии».

- «Придумай больше слов на заданный звук».

- «Правильно – неправильно» (поднять правую руку, если звук звучит правильно и левую – если неправильно).

- «Звук объединяет» (назвать общий звук в словах).

- «Цепочки слов» (автобус сундуккот – тапки – игра….).

- «Первый звук в «тройке слов» (бочка, утка, мак – б,у,м). Звуки могут объединяться в слова, слова могут объединять одна тема.

- «Найди ошибку» (банан, панан, банан, банан).

- «Разбросай бусинки – звуки» (звуковой анализ слов).

- «Где слышишь звук  в слове» (позиция звука в слове).

Все эти игры способствуют развитию умения слышать звуки в речи, различать их на слух. Данные упражнения готовят ребенка к школьному обучению, начиная с простого.

  1. «Помощь рядом». (Карточки в кармашках тетради с рекомендациями). Если Ваш ребенок ходит в логопедическую группу, то на таких карточках учитель – логопед дает словесный материал для закрепления звука.

5. «Волшебная сила рук»:

- Массаж.

- Игры с мелкими предметами.

- Трудовая деятельность.

- Продуктивная деятельность.

- Самообслуживание (шнуровка, застегивание, завязывание, очищение фруктов от кожуры и т. д.).

Работа рук и одновременно языка усиливает «эффект» закрепления.

  1. «Лечебные звуки». Например, пение звука «ы» расслабляет и успокаивает,протяжное мычание (звук «м») – помогает при головной боли.

  1. «Праздник звука» или «Будем мы детей хвалить – научились говорить!». Даже минимальный успех должен быть замечен, одобрен, а в случае закрепления звука в речи «увеличен». Это значит, «не получилось – «молодец, что пробуешь. Получится в другой раз». Получилось – «аплодисменты». Повторил «целых два раза!» - бурные овации.  

Главное, ребенку важно чувствовать, знать, что Вы также стараетесь, очень заинтересованы в успехе и гордитесь каждым шагом, усилием ребенка, сделанном в этом направлении.