Родители часто
ждут «быстрого исправления звука». А это процесс не простой, последовательный,
требующий системы целенаправленных действий. Предлагаемые игры и упражнения
«приблизят» ожидаемый результат.
- Гимнастика для языка. (Ежедневно, от простого к сложному). Ее содержание, методику выполнения можно узнать у учителя – логопеда, в книгах по «автоматизации» звука. Часто каждому упражнению соответствует игровая картинка – образ: «качели», «лошадка», «чашечка». Через игру обеспечивается многократное повторение гимнастики для языка.
- Тщательное медленное пережевывание пищи. Это тоже «гимнастика» для органов, участвующих в произнесении звука. Такая простая рекомендация может непроизвольно укрепить кончик и боковые края языка и т. д. Это улучшит дикцию и позволит незаметно для ребенка «отрабатывать» правильное звукопроизношение.
- Развитие
фонематического слуха и восприятия:
- «Поймай
звук».
- «Посчитай
количество повторов заданного звука».
- «Исправить
неправильное произношение героя».
- «Кто больше
найдет картинок в книге, с заданным звуком в названии».
- «Придумай
больше слов на заданный звук».
- «Правильно –
неправильно» (поднять правую руку, если звук звучит правильно и левую – если
неправильно).
- «Звук
объединяет» (назвать общий звук в словах).
- «Цепочки
слов» (автобус – сундук – кот – тапки – игра….).
- «Первый звук в «тройке слов» (бочка, утка, мак – б,у,м). Звуки могут объединяться в слова, слова могут объединять одна тема.
- «Найди
ошибку» (банан, панан, банан, банан).
- «Разбросай
бусинки – звуки» (звуковой анализ слов).
- «Где слышишь
звук в слове» (позиция звука в слове).
Все эти игры способствуют развитию умения слышать звуки в речи, различать их на слух. Данные упражнения готовят ребенка к школьному обучению, начиная с простого.
- «Помощь рядом». (Карточки в кармашках тетради с рекомендациями). Если Ваш ребенок ходит в логопедическую группу, то на таких карточках учитель – логопед дает словесный материал для закрепления звука.
5. «Волшебная
сила рук»:
- Массаж.
- Игры с
мелкими предметами.
- Трудовая
деятельность.
- Продуктивная
деятельность.
-
Самообслуживание (шнуровка, застегивание, завязывание, очищение фруктов от
кожуры и т. д.).
Работа рук и одновременно языка усиливает «эффект» закрепления.
- «Лечебные звуки». Например, пение звука «ы» расслабляет и успокаивает,протяжное мычание (звук «м») – помогает при головной боли.
- «Праздник звука» или «Будем мы детей хвалить – научились говорить!». Даже минимальный успех должен быть замечен, одобрен, а в случае закрепления звука в речи «увеличен». Это значит, «не получилось – «молодец, что пробуешь. Получится в другой раз». Получилось – «аплодисменты». Повторил «целых два раза!» - бурные овации.
Главное,
ребенку важно чувствовать, знать, что Вы также стараетесь, очень заинтересованы
в успехе и гордитесь каждым шагом, усилием ребенка, сделанном в этом
направлении.