Основная работа учителя-логопеда заключается в формировании у детей всех сторон речи. Часто логопеды остро нуждаются в дидактических и игровых пособиях, так как многократные повторения одного и того же материала утомляют не только ребенка, но и взрослого. И тогда логопеду приходится придумывать, как и чем разнообразить занятия, чтобы отрабатываемый материал не наскучил ребёнку, был для него интересен. Ведь только положительная мотивация будет способствовать эффективной работе, что приведет впоследствии к желаемому результату.
Именно этот факт ведёт к поиску новых приёмов работы, новых универсальных пособий, дающих возможность работать над формированием всех сторон речи дошкольника, а также над развитием психических процессов.
Находясь на самоизоляции, я начала создавать картотеку игр на липучках. Такие игры помогают работать над развитием всех сторон речи, начиная от закрепления правильного звукопроизношения и заканчивая работой по формированию связной речи. Игры, предлагаемые детям, помогают не только устранять речевые нарушения, но и способствуют формированию внимания, памяти, повышают работоспособность, активизируют мыслительные операции, готовят детей к школе, развивают мелкую моторику и совершенствуют координацию движений рук.
В работе используется наглядность в виде ярких и интересных ламинированных картинок-основ с силуэтами и контурами рисунков, и картинок на липучках, позволяющих благотворно влиять на эмоциональное состояние воспитанников, поддерживать интерес к занятиям, формировать произвольное внимание при работе с предлагаемым материалом.
Данные пособия предназначены для разных возрастных категорий (от 3 до 7 лет). Пособия могут быть использованы как в индивидуальной работе с ребёнком, так и в работе с небольшой подгруппой детей, поскольку зачастую имеют несколько рабочих поверхностей. Возможно и командное выполнение упражнений.
Актуальность этих пособий заключается в том, что работая с детьми, имеющими нарушения речи, очень трудно бывает заинтересовать и удержать их внимание, пробудить интерес к содержанию занятия и процессу обучения в целом. Использование данных игровых пособий облегчает усвоение учебного материала дошкольниками и повышает эффективность логопедической работы. Многофункциональность пособий выражается в разнообразии дидактического материала, которое можно использовать в соответствии с поставленной целью.
Подобные игровые пособия могут иметь различную тематику, а это значит, что они могут быть использованы и воспитателями на занятиях по развитию речи и обучению грамоте, на занятиях по математике и ознакомлению с окружающим, в индивидуальной работе. Этот факт очень важен, потому что учитель-логопед имеет возможность рекомендовать закрепление определённых речевых умений и помочь в подборе наглядного материала (взаимодействие с воспитателями детского сада).