Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.
Речь маленького ребёнка формируется в общении с окружающими, следовательно, просто необходимо, чтобы речь взрослых была образцом для детей. Дети, плохо говорящие, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными. Особенно важное значение имеет правильное, чёткое произношение детьми звуков и слов в период обучения грамоте, так как письменная речь формируется на основе устной, и недостатки устной речи могут привести к неуспеваемости.
Мы правильно произносим различные звуки как изолированно, так и в речевом потоке, благодаря хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата. Точность, сила и дифференцированность этих движений развиваются у ребёнка постепенно, в процессе речевой деятельности.
Во время логопедического обследования часто обнаруживаются нарушения в строении органов артикуляционного аппарата, его недоразвитие. Работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата, на начальном этапе, проводится в форме артикуляционной гимнастики для развития, уточнения и совершенствования основных движений органов речи.
Цель артикуляционной гимнастики – выработка правильных, полноценных движений и определённых положений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и объединение простых движений в сложные.
Артикуляционная гимнастика имеет огромное значение для формирования правильного произношения, но только в том случае, если выполняется правильно и систематически.
Для того чтобы Ваш ребёнок научился выговаривать трудные звуки, его язык и губы должны быть гибкими и сильными, длительно сохранять нужное положение, без особых усилий делать повторяющиеся переходы от одного положения к другому. Артикуляционная гимнастика этому способствует как нельзя лучше.
Артикуляционная гимнастика для ребенка необходима, по следующим причинам:
1.Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой и упражнениями
по развитию речевого слуха дети учатся говорить чисто и правильно.
2. Дети со сложными нарушениями звукопроизношения могут быстрее исправить речевые дефекты, если с ними начинает заниматься учитель-логопед: их мышечная система будет подготовлена.
3. Артикуляционная гимнастика чрезвычайно полезна и детям с верным, но вялым произношением звуков, это те, о которых говорят, что у них «каша во рту».
4. Упражнения артикуляционной гимнастики дают возможность всем – и детям, и взрослым научиться правильно, красиво и четко говорить. Следует помнить, что внятное, чёткое произношение звуков – это основа при обучении письму на начальном этапе.
Таким образом, артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков - фонем - и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.