Цель этапа автоматизации звуков - добиться правильного произношения звука во фразовой речи, то есть в свободной, обычной.
Здесь перед взрослыми (педагогами, родителями) стоит задача – постепенно, последовательно ввести поставленный учителем-логопедом звук в слоги, слова, предложения (стихи, рассказы) и в самостоятельную речь ребенка.
К новому материалу можно переходить только в том случае, если усвоен предыдущий.
При автоматизации звука в слогах мы соединяем закрепляемый согласный с гласными [а, ы, о, у] сначала в прямых слогах: ра, ро, ру, ры, рэ, затем в обратных: ар, ор, ур, ыр, эр. Далее - в слоги, где звук находится между гласными: ара, ары, аро, ару, ыра, и, наконец, в слоги со стечением согласных (берутся те согласные звуки, которые не нарушены у ребенка): тра, тро, тру, тры, трэ.
Автоматизация звука в словах – это выработка нового навыка, требующая длительной систематической тренировки. Поэтому на каждое положение звука в слове – в начале, середине, конце – подбирается по 20–30 слов-картинок. Их подбор соответствует принципу подбора слогов, то есть берутся картинки, в названия которых входят в той же последовательности отработанные слоги (прямые, обратные, со стечением согласных). За одно занятие дается 10–16 слов, при этом каждое проговаривается 4–5 раз с выделением автоматизируемого звука.
Автоматизация звука в предложениях проводится на базе отработанных слов, в той же последовательности.