«Союз прекрасный – музыка и дети!»
Детские годы - это период накопления музыкальных впечатлений, которые оказывают огромное влияние, как на дальнейшее музыкальное развитие ребенка, так и на формирование всех сторон его личности. Музыка способствует развитию двигательных навыков детей, хорошо влияет на развитие фантазии и воображения, а также эстетического вкуса, мышления, творческой инициативы.
Интересный факт: в 2003 году Минздрав России признал музыкотерапию официальным методом лечения. Музыкотерапия в мире становится признанной наукой. Более того, в целом ряде западных вузов сегодня готовят профессиональных докторов, врачующих музыкой. Современные ученые так объясняют влияние музыки на здоровье: музыкальные звуки создают энергетические поля, которые заставляют вибрировать каждую клетку нашего организма. Мы поглощаем «музыкальную энергию», и она изменяет ритм нашего дыхания, кровяное давление, частоту сердечных сокращений. Одна музыка помогает одолеть трудности, превозмочь боль, обрести душевную стойкость, прибавляет силы.
Домашнее музицирование теперь большая редкость, но ведь совместные с родителями занятия музыкой являются прекрасной формой общения. Даже если вы никогда не занимались музыкой, вы легко можете создать свой оркестр, используя простой набор инструментов (погремушки, бубны, колокольчики, деревянные ложки). Известно, что от того, как воспитывался ребёнок в первые годы жизни, во многом зависит формирование его личности. Поэтому старайтесь каждый день делать интересным и запоминающимся для ребёнка. Вместе с детьми учитесь слушать музыку, играть на музыкальных инструментах в оркестре, читать стихи, рассказывать сказки!
Для игр и развлечений с детьми дошкольного возраста обычно используются шумовые и некоторые духовые инструменты: бубны, колокольчики, детские барабаны, различные детские свистульки и дудочки. Все это детские музыкальные инструменты, которые могут стать замечательным дополнением к игре или занятию с ребёнком. Шумовые инструменты являются аккомпанирующими, а не мелодическими, поэтому ими хорошо дополнять негромкое детское пение, а также сопровождать звучание музыки в записи. Играть на шумовых инструментах легко и просто, их способность быстро откликаться на прикосновение располагают и привлекают детей к игре, а через неё и к простейшей импровизации.
Не обязательно покупать дорогие инструменты. Простые шумовые инструменты можно изготовить вместе с ребёнком.
Мы часто не замечаем, что каждый предмет может иметь совершенно неожиданное предназначение. Нужно лишь немного пофантазировать и захотеть дать новую жизнь простым вещам, с которыми мы взаимодействуем каждый день дома.
Такие предметы, как ненужные баночки из-под йогурта, ведёрки из-под майонеза, коробки, контейнеры от киндер-сюрпризов, старые кастрюли и многие другие предметы станут полезными для творческой деятельности в создании шумовых музыкальных инструментов. Ребёнок, сам изготавливая шумовые инструменты, и радуясь сделанному своими руками, будет более творчески мыслить. Само экспериментирование с звучащими предметами, сделанными самостоятельно, различного рода звукоподражания влияют на познавательное отношение ребёнка к окружающему миру, развивают его музыкальные способности. Погремушки и шуршалки, деревянные линейки, барабаны, трещотки и бубенцы, сделанные из различного рода подсобных материалов, развлекая, создают у ребёнка желание трудиться, заниматься музыкой, творить и сочинять.
В процессе создания музыкальных инструментов дети приобретут конструкторские и изобретательские навыки, у них сформируется потребность в игровой деятельности передавать свои знания, умения, навыки, опыт сверстникам. В итоге комплексное, всестороннее развитие детей происходит через радость самостоятельной трудовой, художественной и музыкальной деятельности.
ПОГРЕМУШКИ
Берутся любые пластиковые баночки из-под йогуртов, соков и др. В баночку насыпается высушенный шуршащий или гремящий материал - рисовые, гречневые зёрна, горох, бусины по выбору. Баночку закрыть крышкой. Наклеить на баночку аппликацию из самоклеющейся плёнки или плёнки для пасхальных яиц. Звучание инструмента проверяется путём встряхивания.
Экспериментально определяется необходимое количество риса в баночке для оптимального звучания и желаемого тембра. Таким же способом можно использовать контейнеры от киндер-сюрпризов. В качестве ручки можно приспособить скобы от штор для ванной комнаты. Если собрать несколько контейнеров и подвесить их на палочке, то получится более звучная погремушка. Также предлагаю сделать погремушку из баночки с монпансье. Технология выполнения такая же, только для скрепления двух половинок нужно использовать изоленту любого цвета. Из обычных спичечных коробков с насыпанным внутрь рисом без особого труда можно сделать погремушку для музицирования, ритмического аккомпанирования пению.
ЗВЕНЕЛКИ
Делаются из различных маленьких колокольчиков и бубенцов. Если таких нет, изобретаются различные «звенящие ожерелья». Другой способ заключается в том, что скорлупки грецких орехов нанизываются на проволоку и подвешиваются на кольцо или расчёску. В качестве звенелки можно использовать ключи. Отличная звенелка может получиться из «музыки ветра», разделённой на отдельные трубочки.
СТУЧАЛКИ
Самый простой ударный инструмент получается из двух деревянных палочек, которыми можно ударять друг о друга. А если нарезать деревянные полоски разной длины из паркетин и стучать по ним, получится подобие ксилофона. Бухгалтерские счёты также являются прекрасным шумовым инструментом. Обычные канцелярские деревянные линейки могут послужить прообразом трещотки. Самый простой барабан можно сделать из пластиковой банки из-под сметаны, а палочки для барабана из пробок и деревянных шампур. Более сложный вариант барабана получится, если разрезать у двух пластиковых банок дно, вставить друг в друга и скрепить при помощи скотча. Оформляется такой барабан цветной бумагой, цветной изолентой или любым другим способом.
ШУРШАЛКИ
Шуршалки издают более тихий звук. Шуршать можно целлофаном, газетой. Если потереть друг о друга 2 шишки, то получится таинственное шуршание. А можно просто пересыпать скорлупки от фисташек из одной руки в другую или из одной коробочки в другую. Звук в этом случае напоминает шум дождя или водопада.
Благодаря красочным, веселым и увлекательным музыкальным ритмам у ребенка довольно быстро развивается чувство ритма. Такие упражнения можно выполнять детям любого возраста либо хлопками, либо на различных музыкальных инструментах (ложки, бубен, барабан и т.п.). Большие фигуры - это длинный ритм, маленькие фигуры-короткий ритм.
Можно взять в руки любой музыкальный инструмент и тогда интересные ритмы превращаются в веселый оркестр. Создавайте музыку сами, играя вместе с детьми!!!!
Уважаемые родители! Предлагаю замечательный видеоматериал, который можно использовать, играя с детьми дома в оркестре.
Кто играет на лугу
https://www.youtube.com/watch?time_continue=9&v=PWkRlqAM_x8
Веселый огород
https://www.youtube.com/watch?time_continue=6&v=-PhSR83abGw
Добрый мастер
https://www.youtube.com/watch?time_continue=2&v=yOPDUOR_yx4
Лесной оркестр
https://www.youtube.com/watch?v=ayYcGHVd374
Летний оркестр
https://www.youtube.com/watch?time_continue=2&v=e1ypvEa6204
Полька бабочек
https://www.youtube.com/watch?time_continue=2&v=2qgihOdrF4g
Оркестр «Три медведя»