Создание условий для организации трудовой деятельности детей.

        А. С. Макаренко говорил, что только при хорошей организации ребенок испытывает радость от труда.

       Труд детей в детском саду многообразен. Это позволяет поддерживать у них интерес к деятельности, осуществлять их всестороннее воспитание. Различают четыре основных вида детского труда: самообслуживание, хозяйственно – бытовой труд, труд в природе, ручной труд.

       Самообслуживание направлено на уход за собой.(одевание, раздевание, прием пищи, уборка постели, санитарно-гигиенические процедуры и т.д.).

        В  средней  группе  «Фантазеры»  мы  совершенствуем   умение одеваться и раздеваться, аккуратно складывать одежду, сушить мокрые вещи, ухаживать без напоминания за обувью.  А  также помимо закрепления ранее усвоенных навыков,  проводим  работу по формированию более сложных   навыков самообслуживания.   Это  выражается в повышении требований к качеству действий, к организованному поведению в процессе ухода за собой, к времени, затрачиваемому на это.  Формирую у детей приемы взаимопомощи, учим их, как обратиться за помощью к товарищу, как ее оказывать, поблагодарить за услугу.

       Хозяйственно- бытовой труд направлен на обслуживание коллектива, помощь взрослым в организации режимных моментов. Дети в  нашей  группе   сервируют стол, готовят все необходимое для занятий. Для этого   организован уголок дежурного, в котором есть  фартуки, шапочки, веники, совки, подносы. Подставки для салфеток и хлебницы ставятся на таком месте, чтобы детям было удобно самостоятельно брать их и убирать после пользования.  В средней группе содержание хозяйственно- бытового труда  усложняется в основном за счёт увеличения количества процессов этого труда.  Так, в начале под наблюдением воспитателя,  а  потом дети самостоятельно поддерживают порядок  в группе,  принимают участие в уборке (протирают полки,  подметают   пол  и т.д.). Поскольку хозяйственно-бытовой труд является наиболее распространенным и доступным для детей, мы в первую очередь позаботились о том, чтобы в хозяйственных уголках было все необходимое: тряпочки, щетки, наборы для маленькой хозяйки. Дети  поддерживают  порядок и  на  участке.    Ребята   подметают  дорожки, сгребают  песок в кучу,  собирают  мусор  на  участке. Для труда детей на участке  имеется  специальное   оборудование: деревянные грабли   для сгребания листьев,  тачка для перевозки земли, песка, опавших листьев, камешков,  метелка для очистки участка от сухих листьев и другого сора.

       Труд в природе предусматривает участие детей в уходе за растениями и животными, выращивание растений в уголке природы, на огороде, в цветнике. Особое значение этот вид труда имеет для развития наблюдательности, воспитания бережного отношения ко всему живому, любви к родной природе.

       В  группе  постарались       удобно устроить уголок  природы. Растения   расположены  на доступной детям высоте, чтобы легче было ухаживать за ними. Здесь   же   разместили весь необходимый инвентарь: лейки, рыхлители, ведерки, маленькие тазики.  Дети   заботятся о  растениях: поливают, рыхлят почву,  протирают крупные плотные листья.

 Ребята сеют семена, вместе со взрослыми выращивают овощи и цветы.  За посадками   дети  ухаживают  очень старательно. Оценивая  работу  воспитанников,   подчеркиваем  их старательность. Учим  детей  соблюдать последовательность в работе,  доводить дело до конца, убирать использованное оборудование, приходим    на помощь, учитывая   их  индивидуальные особенности. 

       Труд всегда связан с затратой физических сил, требует напряжение внимания, поэтому необходимо дозировать его, учитывая физические возможности и психологические особенности детей данного возраста.

       Ручной труд — изготовление предметов из разнообразных материалов. Для хранения природного материала   в  группе  имеются  коробочки.    Все оборудование   в достаточном количестве, имеет привлекательный вид (яркий цвет, приятную  форму).  

Дети изготавливают  игрушки, атрибуты для игр: лодочки, машины, корзинки, домики, мебель, животных. Такие поделки могут стать приятным подарком родным и друзьям. Это имеет немаловажное значение в нравственном воспитании, приучая детей оказывать внимание окружающим, потрудиться ради того, чтобы доставить им удовольствие.

      В труде наши  малыши,     даже     самые      непослушные, неуверенные становились целеустремленными, активными. Правильно организованный    труд привлекает детей, они осознают свои возможности и испытывают радость от результатов.