В течении всего учебного года в средней группе вела кружок «Светофорик». Все мероприятия с детьми проводила по рабочей прграмме по кружку. Работа с детьми осуществлялась с возрастными и индивидуальными особенностями ребенка.
В начале учебного года определила основные цели и задачи кружка:
- Развивать у детей наблюдательность, внимание к движению на дороге;
- Совершенствовать знания через игровую деятельность ситуацию общения, изобразительную деятельность;
- Создавать предметно-развивающую среду;
- Способствовать изучению и закреплению детьми правил дорожного движения.
В ходе обучения детей ПДД применяла различные методические приемы: игровые, словесные, взаимодействие с игровыми персонажами, наглядные, инсценировки отдельных детей, художественное слово, практические действия с предметами и игрушками, разбор проблемных ситуаций.
Для проведения занятий в группе создан «Уголок безопасности», где имеются: макет улицы, различные виды транспорта, дидактические игры, атрибуты для сюжетно-ролевых игр, плакаты для детей, художественная литература, альбом «Уроки светофора». В приемной оформлен родительский уголок с информацией о ПДД.
В течении года проведены занятия по темам: «Наш друг светофор», «Знакомство с улицей города», «Путешествие по городу», «Помощники на дороге», «Осторожно: зимняя дорога», «Я грамотный пешеход», «Осторожно: перекресток», «Мой микрорайон», «Пешеход на дороге». Полученые детьми знания на занятиях далее закреплялись на игровых ситуациях по темам: «Как правильно вести себя на дороге», «Мы в автобусе», «Расположи правильно дорожные знаки», «Поведение в транспорте», «Как правильно перейти дорожную часть», «Мой любимый вид транспорта», «В гостях у светофорика», «Как я иду в детский сад».
Дети, обычно в таком возрасте, не умеют должным образом управлять своим поведением. Они не в состоянии правильно определить и предвидеть возможность возникновения опасности в быстро-меняющейся дорожной обстановке. Для формирования пространственной ориентации и умения применять полученные знания я использовала подвижные, дидактические, сюжетно-ролевые игры. Именно через игровую деятельность совершенствовались знания детей о ПДД. Например, в сюжетно-ролевых играх дети применяли транспорт, макет города. Ставили себя в условия выполнения различных ролей: инспектора, водителя, пешехода, пассажира, кондуктора, создавали определенную дорожную ситуацию, а также моделировали взаимоотношения людей в условиях дорожного движения.
Подвижные, дидактические игры так же способствовали знанию детей. Проведены ряд подвижных игр: «Цветные автомобили», «Воробушки и автомобили», «К своим знакам», «Стоп». Дидактические игры: «Транспорт», «Угадай на чем повезешь», «Подбери по цвету», «Собери светофор».
На занятиях и беседах с детьми о ПДД использовались игровые персонажи. Одним из таких персонажей стал всезнайка Светофорик. Он знакомил детей с правилами дорожного движения, рассказывал о различных дорожных ситуациях, помогал искать детям правильное решение. Полосатая Зебра Рита читала разные истории о ПДД, затем Айболит давал советы, как нужно вести в разных ситуациях и обьяснял, как поступать правильно, кто совершает ошибки. Чтение художественных произведений, обсуждение их, способствовало расширению и закреплению знаний детей. Дети анализировали поведение героев, различные ситуации, возникшие с ними, обьясняли, как следовало поступать в той или иной ситуации. Например, рассказ «Как Зебра Рита лисенка спасала», обратил внимание детей на опасность весной на льду. В этом рассказе Зебра Рита и Айболит давали советы детям о правилах поведения и безопасности на льду. Рассказ «Здравствуй зима»-поучительный для детей. Тут любимые персонажи помогли детям понять, что зимой тоже бывают опасности в холод и гололед и давали добрые советы, чтобы не было неприятностей во время зимних развлечений на катках и горках. А советы такие: нужно кататься в специально-оборудованных катках, против часовой стрелки в одном направлении с остальными, чтобы ни с кем не столкнуться. Не брать на каток острые предметы. В холод избегать сырой обуви. Если покраснели щеки, нос, лучше пойти домой, а если появилось чувство жжения, покалывания, идти домой надо обязательно! Детям чтение и обсуждение поучительных произведений очень нравятся. Они с большим удовольствием слушают и принимают участие в обсуждении.
Кроме чтения рассказов, сказок с участием персонажей, детям читаю стихи, загадки, пословицы о правилах дорожного движения. Это делало занятия более яркими и интересными. Если дети что-то не поделили между собой и не уступали друг другу, приводила пример из произведения Сергея Михалкова «Бараны». Даю понять, что они в этой ситуации являются, как участники дорожного движения, которые других не уважают и не соблюдают правил хорошего тона.
Полученные детьми знания также закреплялись в рисовании. Изображая дома, дорогу, дети рисовали пешеходный переход, светофор, дорожные знаки. На занятиях по конструированию дети строили различные машины, городские улицы, здания.
Думаю, проводимый мною кружок детям принес много интересного, полезного и поучительного.