В этом учебном году я вела кружок «Веселая мастерская». Кружок посещали 10 детей. Занятие проводилось 2 раза в неделю. Имеется перспективный план работы на учебный год.
Актуальность.
Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных проблем, ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах ее становления. Конструирование и ручной труд, так же как игра и рисование, особые формы собственно детской деятельности. Интерес к ним у детей существенно зависит от того, насколько условия и организация труда позволяют удовлетворить основные потребности ребенка данного возраста, а именно:
желание практически действовать с предметами, которое уже не удовлетворяется простым манипулированием с ними, как это было раньше, а предполагает получение определенного осмысленного результата;
желание чувствовать себя способным сделать нечто такое, что можно использовать и что способно вызвать одобрение окружающих.
Цель: развитие познавательных, конструктивных, творческих
и художественных способностей в процессе создания образов,используя различные материалы и техники.
Задачи:
- обучение детей различным приемам преобразования бумаги,
ткани, природного и бросового материалов;
- развитие воображения, умения видеть необычное в обычных предметах, развитие художественно – творческих способностей и творчества детей;
- воспитание трудолюбия, аккуратности, желание доводить начатое делодо конца.
Направления работы:
- развитие творческих способностей;
- художественно – творческое развитие;
- познавательное развитие.
Принципы построения педагогического процесса.
1.От простого к сложному.
2.Системность работ. 3.Принцип тематических циклов.
4.Индивидуального подхода.
Методы и приемы обучения.
1.Наглядные (показ педагога, пример, помощь).
2.Словесные (объяснение, описание, поощрение, убеждение, использование скороговорок, пословиц и поговорок).
3.Практические (самостоятельное и совместное выполнение поделки).
Девиз нашего кружка:
Я слышу – и забываю,
Я вижу – и запоминаю,
Я делаю – понимаю!
Основная цель занятий по ручному труду – научить детей с удовольствием мастерить, работать с любым подручным материалом, фантазировать и делать своими руками симпатичные поделки так, чтобы и процесс, и результат приносили радость и удовлетворение. Идти к этому можно разными путями. Я попробовала разработать свой вариант.
Все занятия строились по единому принципу: в начале несколько минут отводила организационным моментам, затем следовало само занятие, в котором можно выделить 4 основных этапы работы.
1 этап – рассказ – показ. Я показывала и рассказывала детям историю. Часто дети, отвечая на вопросы, догадываясь, придумывая, помогали мне эту историю создавать. В процессе рассказа – показа из бумаги, пластилина и т. д. рождался определенный образ, который оставался перед детьми до конца занятия.
2 этап – выполнение работы. Дети делали свои работы. Я помогла тем, кто нуждался, ставила перед детьми проблемные ситуации. Со временем и сами дети, особенно старшие, начали помогать тем, у кого пока не все получалось.
3 этап – просмотр работ, обсуждение.Результатом занятия были коллективные или индивидуальные работы. В коллективной работе старалась показать важность вклада каждого участника. А в каждой индивидуальной работе находила что – то интересное, неповторимое и обращала на это внимание всех детей. Все работы обязательно показывали родителям.
4 этап – совместная игра. Поделки детей включали в игры.
Занятия в кружке увлекали детей своей необычностью, возможностью фантазировать, творчески общаться друг с другом.
Работа кружка была не только увлекательным проведением досуга, но и средством развития мелкой моторики. А это тесно связано с развитием речи.
Оригами и конструирование из природного материала благоприятно воздействует на развитие внимания, памяти.
К концу учебного года дети научились делать разметку по шаблону, лепить различные предметы, передавая их форму, пропорции.
В аппликации дети могут создавать изображения различных предметов, используя бумагу разной фактуры и усвоенные способы вырезания, создавая сюжетные и декоративные композиции.
Работая по данному направлению, мне удалось достичь определенных результатов. У ребят заметно возрос интерес к ручному труду. Они стали более уверенными и самостоятельными, более активными в образовательной деятельности. Дети стали чуткими, внимательными, отмечается положительное отношение к собственной деятельности, её результатам.
Достижения детей:
- дети умеет планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его, при необходимостивносить коррективы
в первоначальный замысел;
- осуществляют творческий подход к каждой работе;
- владеют приёмами работы различными инструментами, знают правила техники безопасности при обращении с ними;
- проявляют большой интерес к изготовлению поделок из различных материалов.
Таким образом, работа детей в кружке способствовала:
- развитию дисциплинированности, творческих способностей;
- воспитанию усидчивости, ответственности, аккуратности, бережного отношения к предметам и материалу;
- формированию добрых чувств к близким и друзьям;
- воспитанию самостоятельности, уверенности в себе, положительной самооценки.