Для всестороннего развития детей, для их здоровья огромное значение имеют прогулки на свежем воздухе. Общение с природой оставляет глубокий след в душе ребенка, воздействуя на его чувства.
Ребенку кажется, что он первооткрыватель, что он первый услышал стрекотание кузнечика, увидел, что снег – это множество снежинок. Дети с огромным интересом смотрят на окружающий их мир, но иногда они не замечают самого главного. Поэтому им нужен помощник, и такую роль выполняем мы, воспитатели.
Зимой, во время прогулки мы с детьми наблюдаем разные природные явления: снегопад, мороз, образования сосулек. Обращаем внимание на состояние деревьев, устанавливаем и зависимость от погоды – например, лежит ли на ветках иней или они покрылись ледяной коркой. Продолжаем наблюдения за животными. Увидев кошку или собаку, задаю ребятам вопросы: «Что делает?», «Куда она побежала?» и т.д. Дети отвечают, описывая действия животного. Любим мы и фантазировать. Например, наблюдая за облаками, ребята рассказывают, на что они похожи.
На нашем участке есть кормушки. Ребята самостоятельно кормят птиц. Они наблюдают за тем, какие птицы прилетают к кормушке. Любят рассматривать, какие из них клюют, а какие нет.
Во всякое время года приобщаю детей к труду. Они выполняют посильную трудовую деятельность: убирают снег, строят снежные постройки.
В старшей группе представления детей об окружающей среде расширяются. У ребят формируется реалистическое понимание природных явлений, умение устанавливать связь между ними. Дети сравнивают, обобщают, анализируют.