Игры и игровые упражнения как средство развития речевой и познавательной активности дошкольников.

     Третий год я работаю над проблемой  «Игры и игровые упражнения как средство развития  речевой  и  познавательной активности  дошкольников.  

     Опыт работы с детьми показал: наиболее эффективным средством активизации развития речевой деятельности дощкольников, и способствующим повышению уровня познавательного интереса,  являются игры и игровые упражнения. Это объясняется следующими положениями:

·         игра – особый вид деятельности дошкольников, представляющих для них важное средство окружающего мира и развитию психических, умственных и физических способностей;

·         речевые ситуации в игре близки к естественным, имитирует их.

      Основными принципами игр и игровых упражнений на занятиях можно назвать следующие принципы: привлекательности, доступности, учета возрастных особенностей детей, соответствия программному содержанию занятия, простоты использования теоретического материала, выполнения правил, результативности.

     На  занятиях  я  часто  использую  дидактические  игры  и  игровые  упражнения  на  развитие  вопросительно – познавательной  активности  детей. Например, «Что  за  клумба, что  за  диво, необычайно  ты  красива!», «Бывает  или  нет?», «Угадай – ка», «Листопад, листопад  листья  падают  летят!». А на  формирование  субъективной  вопросительно – познавательной  активности, выходящей  за  пределы  конкретной  ситуации, я  использую  игровые  упражнения  «Плачущие  сосульки», «Необходима  ли  вода  растению?»,  «Что  видим  через  воду?»  и  др.

     В  работе  над  звуковой  стороной  речи  я  использую  такие  игровые  упражнения, как «Договори  слово», «Угадай  слово», «Постучи  ладошкой»,  «Назови  ласково» и др. Детям  очень  нравятся  лексико – грамматические  игры  и  упражнения. Например: «Что  делают  игрушки?», «Чьи  вещи?», «Исправь  ошибку», «Дружат  или  не  дружат», «Предложение  договори  и  его  ты  повтори» и  др.

     Следующим  уровнем  процесса  развития  познавательных  интересов  являются  занятия  с  единым  игровым  сюжетом, в  основе  которого  лежит  та  или  иная  тема  высказываний. Например, тема  занятия: «Гласные  звуки».  Темы  высказываний  могут  быть  события  из  реальной  жизни  ребенка. У  нас  это  были  темы: «На  прогулке», «В гостях  у  бабушки», «Поляна  цветов» и другие. Такого  рода  занятия  детям  очень  нравятся.

     Работая  с  детьми, приходится  думать,  искать, творить. В  результате  родились  свои  темы. Например: «Рассеянный  художник», «В  стране  сказок», «Путешествие  в  страну  смешариков» и другие. 

     Задания  познавательного  характера  присылали  детям  и  сказочные  герои. Иногда  они  оживали. Дети  с  огромным  желанием  помогали  сказочным  героям  справиться  с заданием.

     Конечно,  не  следует  видеть  в  играх  и  игровых  упражнениях  панацею  от  всех  бед,  но и приуменьшать  было  бы  ошибкой.