Третий год я работаю над проблемой «Игры и игровые упражнения как средство развития речевой и познавательной активности дошкольников.
Опыт работы с детьми показал: наиболее эффективным средством активизации развития речевой деятельности дощкольников, и способствующим повышению уровня познавательного интереса, являются игры и игровые упражнения. Это объясняется следующими положениями:
· игра – особый вид деятельности дошкольников, представляющих для них важное средство окружающего мира и развитию психических, умственных и физических способностей;
· речевые ситуации в игре близки к естественным, имитирует их.
Основными принципами игр и игровых упражнений на занятиях можно назвать следующие принципы: привлекательности, доступности, учета возрастных особенностей детей, соответствия программному содержанию занятия, простоты использования теоретического материала, выполнения правил, результативности.
На занятиях я часто использую дидактические игры и игровые упражнения на развитие вопросительно – познавательной активности детей. Например, «Что за клумба, что за диво, необычайно ты красива!», «Бывает или нет?», «Угадай – ка», «Листопад, листопад листья падают летят!». А на формирование субъективной вопросительно – познавательной активности, выходящей за пределы конкретной ситуации, я использую игровые упражнения «Плачущие сосульки», «Необходима ли вода растению?», «Что видим через воду?» и др.
В работе над звуковой стороной речи я использую такие игровые упражнения, как «Договори слово», «Угадай слово», «Постучи ладошкой», «Назови ласково» и др. Детям очень нравятся лексико – грамматические игры и упражнения. Например: «Что делают игрушки?», «Чьи вещи?», «Исправь ошибку», «Дружат или не дружат», «Предложение договори и его ты повтори» и др.
Следующим уровнем процесса развития познавательных интересов являются занятия с единым игровым сюжетом, в основе которого лежит та или иная тема высказываний. Например, тема занятия: «Гласные звуки». Темы высказываний могут быть события из реальной жизни ребенка. У нас это были темы: «На прогулке», «В гостях у бабушки», «Поляна цветов» и другие. Такого рода занятия детям очень нравятся.
Работая с детьми, приходится думать, искать, творить. В результате родились свои темы. Например: «Рассеянный художник», «В стране сказок», «Путешествие в страну смешариков» и другие.
Задания познавательного характера присылали детям и сказочные герои. Иногда они оживали. Дети с огромным желанием помогали сказочным героям справиться с заданием.
Конечно, не следует видеть в играх и игровых упражнениях панацею от всех бед, но и приуменьшать было бы ошибкой.