Известный педагог В.А.Сухомлинский сказал когда-то, что ум ребенка находится на кончиках пальцев. И это не просто красивые слова. Современные разработки позволили ученым сделать вывод, что тренировка мелкой моторики пальцев рук оказывает положительное влияние на развитие речи ребенка.
Работая с дошкольниками, большое значение придаю пальчиковым играм. Одни игры готовят малыша к счету, другие способны улучшить произношения звуков, третьи развивают внимательность, способность сосредоточиться.
В этом году для развития речи малышей я стала использовать предметы – заместители – пластмассовые бельевые прищепки разных цветов и размеров. На занятиях и во время свободных игр детей прищепки превращаются в различных животных и птиц, помогая мне развивать мелкую моторику детских рук, закреплять сенсорные навыки и пространственные представления, развивать коммуникативную функцию речи, воображение. Безусловно, главная цель использования прищепок в работе с дошкольниками – это развитие тонких движений пальцев рук.
На начальном этапе я сконцентрировала все внимание детей на овладении навыком работы с прищепкой. В дальнейшем, когда дети усвоили само действие с прищепкой, предлагала им пособия с различными изображениями. В этом случае основное внимание направляется на объект и на определенные зоны прикрепления прищепки с ориентацией на цвет. Это пособия: « Веселые гномики», «Цветные ежики», «Волшебные рыбки», «Сказочный лев», «Кактус», «Жар-птица» и др. Дети в игровой форме делают пушистые гривы коньку и льву, большой хвост жар-птице, цветные хвостики волшебным рыбкам, колючки у кактуса и т.д. Эти красочные образы вызывают у детей эмоциональный отклик и желание играть долгое время. Дети с воодушевлением дополняют недостающие части у изображений путем прикрепления прищепок, сопровождают свои действия речью, дают имена персонажам, играют с ними, создают композиции, придумывают истории.